Новости
15 мая 2018, 06:33

Дача со слонами в Самаре может стать грандиозным музеем, но это пока не точно

«КП» выяснила, с какими проблемами столкнутся строители, и собрала пять легенд, связанных с историей усадьбы Татьяна ПОПОВА

Уже несколько лет знаменитая самарская дача со слонами, объект культурного наследия федерального значение пустует и рассыпается на глазах. Из стен здания торчат опоры, а сами слоны почернели и, кажется, вот-вот упадут замертво. Но в усадьбу снова может вернутся жизнь. В начале мая рабочая группа музея модерна во главе с Михаилом Савченко подготовила предварительный вариант будущего музея на даче со слонами. Согласно нему, в здании будет восстановлена первоначальная планировка с открытой летней верандой.

- В советское время центральная часть фасада была утоплена внутрь и сильно перестроена, - поделилась с «КП-Самара» архитектор Ирина Павлова, - Изначально здесь находилась лестница, спальня, детская и веранда, но, когда усадьба перешла в руки дома культуры, эти комнаты объединились и стали одним актовым залом. Чтобы вернуть зданию былой облик, необходимо вернуть лестницу на ее прежнее место, тогда в бывшей детской и спальне получится устроить зону с кассой, гардеробами и местом где будут проводиться экскурсии.

Радоваться, к сожалению, рано: полная реконструкция дачи со слонами остается только идеей. Возможно ли восстановить прежнюю планировку усадьбы, а главное, во сколько это обойдется городу, пока неизвестно. Тем не менее, инициаторы предлагают разбить территорию дачи Константина Головкина на несколько зон. На территории вокруг особняка, по мнению архитекторов, можно организовать концертно-развлекательную площадку и сад, тогда как в самом здании будут проходить выставки и мастер-классы.

- Одну из экспозиций будущего музея мы предлагаем открыть в личном кабинете Константина Павловича на втором этаже дачи, - рассказывает старший научный сотрудник музея модерна, историк Николай Кислухин. – В этой комнате будет воссоздан интерьер начала XX века в стиле модерн. Сюда же войдут сохранившиеся картины, фотографии и письма художника.

Строители при реконструкции здания могут столкнуться с проблемамиФото: Андрей ЦЫГАНОВ

Первый этаж по мнению рабочей группы должен «осовремениться». В отремонтированных комнатах появятся интерактивные экспонаты и проекторы, которые расскажут самрцам о дачной жизни российской интеллигенции, начиная с 18 века. Башня усадьбы, которая сегодня находится в аварийном состоянии превратиться творческую резиденцию. Внутри нее находится несколько комнат площадью 12 кв. метров, которые, по мнению архитекторов, идеально подходят для художественных мастерских.

- Дача со слонами - это уникальный памятник архитектуры эпохи модерн, который остался нам в наследие, но пустует и разрушается, - говорит заведующий музеем Михаил Савченко. – Сегодня многие регионы бьются за символические ресурсы, а мы, имея такое прекрасное здание, не можем даже в него попасть. Усадьба многократно перестраивалась, и, к сожалению, подлинный интерьер не сохранился.

Интерьеры внутри действительно потрясающиеФото: Андрей ЦЫГАНОВ

Как оказалось, в течение многих лет под охраной находился лишь фасад дачи и прилегающая территория. Однако все, что находилось в самом здании под защиту почему-то не попадало. Неудивительно, что от прежних полов, дверей и окон в усадьбе не осталось ничего. Зато там имеется добротный паркет «елочка», оставшийся еще с советских времен, и облупившаяся краска, под которой виден гипсокартон. На втором этаже интерьер еще интереснее: там стены украшают современные виниловые обои, а на потолке висят подвесные люстры с «висюльками». По слухам, в 90-е годы здесь то и дело закатывались банкеты для политической элиты, поэтому переживать о сохранении объекта культурного наследия было некогда.

Сейчас даже слоны не в лучшем состоянииФото: Андрей ЦЫГАНОВ

Переделанный интерьер - далеко не основная проблема дачи со слонами. В здании уже несколько лет крошится и проседает фундамент. Сейчас в помещение пускают максимум 20 человек – больше усадьба может не выдержать. Некоторые помещения бывшего особняка Головкина закрыты даже для небольших экскурсионных групп. Объяснение простое: опасно для жизни.

Еще одной проблемой дачи со слонами является отсутствие парковочных мест. Сегодня туристы на автомобилях, вынуждены оставлять свои транспортные средства перед забором Насосно-фильтровальной станции, либо искать свободное место во дворах.

- Хочется верить, что открытие музея повлечет за собой изменением в ближайшей инфраструктуре, - говорит Михаил Савченко. - Рядом с усадьбой нет даже тротуаров. В идеале, на пятой просеке должна появиться своя велодорожка, которая приводила бы туристов к зданию дачи.

Сегодня особняк Константина Головкина поддерживается за счет МП «Ремжилуниверсал». От городских зевак и вандалов усадьбу оберегает охрана, однако памятник архитектуры по-прежнему остается без капитального ремонта. Если в дальнейшем дача со слонами приобретет статус музея, то здание должно будет перейти под контроль Министерства Культуры. Это вызывает у самарцев множество споров:

- Даже если музей станет платным, дача Головкина не сможет встать на самообеспечение – для этого нужны огромные деньги, - считают некоторые горожане. - Если часть денег, которые министерство культуры выделяет на уже развивающиеся музеи, уйдет в переделку дачи со слонами, от этого не выиграет никто. Гораздо правильнее создать в даче со слонами дом искусств.

Вызывает споры и то, как будет использоваться отреставрированное здание усадьбы в дальнейшем. Руководство детской картинной галереи уверено, что дачу со слонами нужно сделать филиалом музея, а не очередным пространством для развлечений.

- Жителям Октябрьского района приходится вести своих детей за дополнительным образованием в центр города, а это очень неудобно - объясняют представители картинной галереи. – Многие думают, что у нас проходят только выставки, но это не так. В наших стенах дети также получают уникальное художественное образование. Мы давно предлагаем сделать из дачи со слонами место, где родители и дети смогут проводить время, участвовать в мастер-классах и выставках. Поэтому рассматривать только одну концепцию, предложенную музеем модерна – несправедливо. Нам необходимо собраться и обсудить все предложения.

Тем не менее, жители Самары единодушны: с дачей со слонами необходимо что-то решать, пока архитектурный памятник не рассыпался от вермени.

- Из усадьбы Константина Головкина может получиться отличный музей или медийная площадка, которая будет привлекать туристов, - считает Анастасия Андросова, руководитель агентства «ART-экскурсии - Во-первых, дача находится не в историческом центре, и близких конкурентов у такого архитектурного памятника нет. Во-вторых, усадьба выходит к Волге, и если удастся очистить побережный склон от зарослей, то белые слоны снова будут видны с теплоходов.

СПРАВКА КП

Самарский купец, меценат, архитектор и художник. Окончил Самарское реальное училище, участвовал в культурной жизни Самары. Стал первым автовладельцем в городе. После Гражданской войны 1917 года на несколько лет уехал из Самары в Иркутск, но затем вернулся и привез множество экспонатов, в том числе археологические раскопки.

КСТАТИ

5 легенд о даче со слонами, которые оказались выдумкой

1. Под слонами во дворе дачи зарыты сокровища семьи Головкиных.

Константин Павлович был очень богатым купцом, однако не безрассудным. Во время революции всё имущество семьи Головкиных, как и других самарских купцов, было изъято, а сама семья в скорости эмигрировала. Так что, если владельцу дачи и удалось что-то припрятать, то сделал он это уже за пределами страны. Правда, у легенды есть и другая версия, которую даже историки-краеведы не считают выдумкой: по ней под бетонными слонами спрятаны чертежи оригинального проекта дачи. Специалисты признаются, что держатся за эту легенду, как за спасительную соломинку, ведь от убранства дачи и её первоначального внешнего облика не сохранилось практически ничего. Все, что есть у историков – это фотографии усадьбы и рисунки детей Головкина. Не исключено, что в будущем находчивые краеведы изучат землю под слонами.

2. Константин Головкин построил дачу далеко от города, чтобы скрыть её от глаз нежданных гостей и проводить там масонские обряды.

Самарский купец часто приглашал к себе в усадьбу художников и несомненно гордился её внешним видом. К тому же, в 1909 году, когда дача была только построена, спуск к Волге не был заросшим, и белые слоны часто привлекали к себе внимание за несколько километров от берега. Это делало дачу Головкина не только украшением Самары, но и предметом обсуждений. Так что скрываться Константин Павлович точно не собирался, а у далекого расположения есть вполне объяснимые причины. В 1886 году в городе почти не было зелени, и улицы были окутаны пылью - эта проблема встречается в старой части Самары до сих пор. Вполне логично, что местные богачи не упускали возможность выехать летом подальше от города. Кроме Константина Головкина загородные дачи имели и другие самарцы, например, купцы Шихобаловы и Курлины.

3. Окна усадьбы выглядят неестественно узкими – не иначе как для проведения сумрачных спиритических сеансов.

Никто не настаивает на том, что Константин Павлович не мог быть масоном и не проводил таинственные обряды, объясняют историки. Но, во-первых, у этих подозрений нет доказательств, а во-вторых, окна дачи точно не имеют к этому никакого отношения. Изнутри все комнаты дачи Головкины ярко освещены в любую погоду. В этом, говорят эксперты, и заключается стиль модерна, который позволяет свету рассеиваться внутри помещения, практически не оставляя тени. Проводить спиритические сеансы здесь было бы слишком светло.

Туристам было бы интересно увидеть дачу, но сейчас сюда попасть непростоФото: Андрей ЦЫГАНОВ

4. Скульптура девушки во дворе усадьбы установлена на месте, где погибла дочь Константина Головкина.

В городе много лет ходили слухи, будто бы Евгения Константиновна сильно влюбилась, однако строгий отец, несмотря на просьбы молодых, свадьбу играть отказался. Дочери с разбитым сердцем ничего не оставалось делать, как спрыгнуть с крыши дачи прямо на лестницу. На этом месте убитый горем купец установил скульптуру, которую самарцы окрестили «Панночкой». Трагическую легенду о несчастной любви развенчала сама Евгения Головкина-Овсянникова, когда вернулась из эмиграции в Россию живая и невредимая. Вся история оказалась не более, чем выдумкой, а Евгении в момент установки скульптуры было всего 4 года.

5. Константин Головкин первым в Самаре купил автомобиль, чтобы завоевать любовь супруги.

Ещё одна красивая история о семье Головкиных. Историки, конечно, не отрицают донжуанские намерения купца, но предпочитают рассказывать о бытовой необходимости дорогой покупки. В начале XX века мощеные дороги были редким явлением для Самары, да и те пролегали лишь на оживленных улицах, таких как Панская (ныне Ленинградская). Скорее всего, купцу пришлось приобрести личный транспорт, чтобы добираться из города по бездорожью в свою летнюю усадьбу. Известно также, что Константин Павлович часто выезжал со своими друзьями в Посников овраг и Жигулёвские горы, чтобы писать этюды на свежем воздухе. Однако полностью отрицать романтичную легенду никто не берется, ведь ничто не мешало Екатерине Тютюковой (будущей жене Головкина) обратить внимание на купца с собственным автомобилем.

comments powered by HyperComments
Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg