Новости
12 апреля 2018, 03:04

Готика по Гоголю

В кинотеатры вышла новая серия фантазии на тему творчества и жизни классика

Ужасы - жанр не благородный. Эксплуатация базовых человеческих страхов привела направление к набору штампов и постоянному самоцитированию. К этому режиссеров мотивировали сравнительно небольшие бюджеты от кинокомпаний и страх потерять своего зрителя. Но сейчас в этом жанре происходят серьезные изменения. Виной тому фурор сатирического «Прочь», вручение «Оскара» мастеру жанра Гильермо дель Торо, и коммерческий успех кинговского «Оно».

В России у жанра своя уникальная история. Советская идеология ставила табу на подобном кино. И «Вий» 1967 года стал настоящим событием. Именно тогда творчество Николая Васильевича Гоголя связало высокий мир литературы с низменным киножанром ужасов. Теперь ему еще долго придется прятать за своим именем банальные сюжетные линии и желания режиссеров за счет классика выйти на более широкую аудиторию.

Ситуация уже стала принимать комичный оборот, когда перед фильмом Егора Баранова «Гоголь. Вий» идет реклама фильма Олега Степченко «Вий 2». При этом и первая, и вторая лента - уникальные случаи отечественного кино. «Вий 3D» Степченко входит в пятерку самых кассовых лент в российском кинематографе. А «Гоголь» Баранова - настоящий сериал для кинотеатра, растянувшийся уже как минимум на три серии. И если «Вий 2» с Джеки Чаном, Арнольдом Шварценеггером, Рутгэром Хауэром выйдет только в августе, то вторую часть серийной истории «Гоголь. Вий» можно увидеть в кинотеатре уже сейчас.

Надо отметить, что Россия со всей зрительской любовью к «Битве экстрасенсов», наличием огромного сундука примет, обрядов, традиций - настоящая сокровищница для режиссеров. Одна экспедиция «на деревню к бабушке» - и несколько мрачных сценариев уже готово, при этом к некоторым можно смело приписывать «основано на реальных событиях». В свое время на фольклор ориентировался и сам Николай Васильевич, а вот современные кинорежиссеры делают ставку на эффектную картинку.

Для своих фантазий на тему большого кроссовера реальных фактов из жизни Николая Васильевича и образов из его рассказов молодой режиссер Егор Баранов выбирает направление «готики». Хотя его лучше назвать исполнителем идей, нежели их творцом. Режиссер уже не первый раз сотрудничает со знаменитым продюсером и шоуменом Александром Цекало, который и является автором концепта «Гоголя».

«Готика» соблюдена в фильме по всем пунктам - от цветовой гаммы до настроения. По мнению создателей фильма, выбеленные лица актеров, покосившиеся кресты на старом кладбище и стая черных ворон - уже саспенс. Эмоции и движения главных действующих персонажей в начале картины нарочито сдержанны, что может создать эффект плохой игры. Но на самом деле это целая стратегия - ведения зрителя к кульминационному моменту, где все будет «на грани». По крайней мере, хочется так думать. Потому что если это не так, то режиссера можно обвинить в плохой работе, так как сказать это актерам не получится - слишком хорошие имена, они не стали бы халтурить.

Если вы в кинотеатре чувствуете себя неуютно из-за специфического монтажа, странных ракурсов, непонятно смонтированной музыкальной дорожки - на «Гоголе» это нормально. Это скорее не фильм, а ТВ-сериал. Но витиеватый сюжет, постоянные спецэффекты, красочность событий - заставляют набиваться зрителей в полные залы. Надо отдать должное смелости режиссера - посадить персонажа с выбеленным лицом, в угольно черном костюме, на красно-алый фон - такие высказывания себе позволяли немногие: Коппола в «Дракуле» и культовый мастер ужасов Дарио Ардженто. И таких моментов в фильме очень много, и они, безусловно, главное достоинство картины.

Рассказывать сюжет фильма не имеет смысла. Он - продолжение старого и предвестник нового «Гоголя». Вторая часть - перевалочный пункт, собранный специально под Вия, без которого Гоголь - не Гоголь. Но если присутствию Вия и можно порадоваться, то тут же стоит загрустить из-за отсутствия персонажа Олега Меньшикова. Предусмотрительно в конце сеанса на экранах появляется тизер следующей серии «Гоголя» в конце августа, где нам обещают воскрешение писателя, возвращение следователя Гуро и разгадку тайны Темного Всадника.

comments powered by HyperComments
Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg