Новости
12 ноября 2017, 18:27

Грязь в большом городе: как выжить в Самаре в межсезонье

Корреспондент "КП" - Самара" разбиралась, откуда в областной столице берутся пыль и грязь и как с ними бороться. Вера ЦЫГАНКОВА

- В нашем городе два состояния "жидкая грязь" и "сухая грязь", - так нелестно отзываются о своем родном городе жители Самары. Этой саркастической шутке уже много лет, а вокруг не меняется ничего. Общегородские субботники, новые сверхсовременные пылесосы на дорогах не помогают. Самарцы по-прежнему наступают в те же лужи, и в межсезонье каждый день - это квест "попади на работу и не убей новые сапоги/ботинки". А в сухую погоду вся грязь превращается в пыль, от которой особенно страдают аллергики и люди с болезнями легких.

По мнению экологов, ситуацию в городе не исправят ни дворники, ни моющая техника. Нужен более глубокий системный подход. Какой же?

В каком дворе нет подобных луж?Фото: Вера ЦЫГАНКОВА

Как в Европе

Начинать нужно с газонов, хором говорят специалисты. А точнее с их правильного проектирования и создания. К тому же, не придется изобретать велосипед, развитые страны уже давно подали хороший пример.

- Там уровень газона всегда вровень или ниже уровня проезжей части или тротуара. В результате вода стекает с проезжей части или тротуара, по краю которого всегда идет дренажная канавка с хорошо развитой дренажной канализацией, - рассказывает о заграничном опыте председатель "Зеленой Лиги", эколог Сергей Симак. - Как делают у нас в Самаре? Газоны всегда подняты, дождевая или талая вода вместе с почвой естественно стекает на проезжую часть, создавая бесконечное количество грязи. Мой, не мой асфальт - не поможет. При такой организации грязь будет всегда.

Кроме того, в газоне обязательно должен быть дерн, который удерживает частицы почвы и не дает им смываться. Только это не про Самару.

- Я бы даже не стал называть то, что у нас есть, газонами, только если в кавычках. По большей части, это просто перемешанная грязь, - уточнил Сергей Симак.

Брить или не брить?

По правилам благоустройства территории Самары, газон - это участок с естественно произрастающей или засеянной травой. Но газон не всегда должен быть похож на футбольное поле, не надо сразу бежать за газонокосилкой и делать из него американскую лужайку. Не каждому газону идет короткая "прическа".

Декоративному газону нужна стрижка, да и листву с него убрать нужно вовремя, иначе ее сдует на дорогу и колеса машин перемолют ее в пыль.

Другое дело разнотравье. Оно лучше всего удерживает грязь. Поэтому сохранять его рекомендуют везде, где только можно, особенно в парках и скверах. Хотим, чтобы было чисто - не стрижем и листву не убираем.

- Упавшие листья остаются на таких газонах, им нужно давать перегнить и обогатить почву биогенными элементами, улучшив ее структуру, - отмечают экологи.

Сами - из грязи

Самое интересное, что даже если в нашем городе начнут правильно делать газоны и за ними ухаживать, это не спасет нас от грязи из-за элементарного бескультурия и наглого нарушения городских правил благоустройства.

Почти в каждом дворе находится хитрец, облюбовавший парковочное место на газоне, и потом развозящий всю грязь оттуда по дорогам. Таких водителей не останавливают ни угрозы домуправа, ни ряды шин, которыми сознательные жильцы пытаются отгородить хоть какую-то зелень, ни штрафы. А ведь за стоянку на газоне придется заплатить от тысячи рублей, предпринимателям - от 30 до 50 тыс. рублей.Компаниям же за своим транспортом следить стоит особенно пристально: штрафы для них достигают 250 тыс рублей, а работу и вовсе могут остановить месяца на три. Но не найти места для стоянки, видимо, гораздо страшнее.

Автомобилисты вносят свой вклад в грязь на дорогах, не соблюдая правила парковкиФото: Вера ЦЫГАНКОВА

По данным администрации Самары, в этом году в городе нашли более 800 машин, припаркованных на газоне. Большинство из них в Кировском и Красноглинском районах, где и в самом деле с организованными парковками - беда.

Автовладельцы же уверены в своей правоте.

- А у нас парковаться негде, - ругался водитель со старшей по дому №286 по пр. Кирова. - Вот сделайте нам парковку, тогда я и газон освобожу.

Одна проблема цепляется за другую. И, главное, с ним не поспоришь, парковок в Самаре действительно катастрофически не хватает.

- Автовладельцев за стоянку на газонах нужно наказывать, но начинать нужно с налаживания системы парковок в городе, - комментирует Сергей Симак. - Можно, конечно, парковаться в других местах, на платных стоянках, но люди ленятся далеко идти и не хотят платить деньги. Поэтому и ставят машины у себя под окном.

Грязь против гололеда

Подсыпают грязь под колеса и городские власти. Правда делается это в благих целях - зимой, против гололеда.

- За зиму на дорогах накапливается песок и химикаты. Тот же бионорд, который сейчас активно используют, представляет собой смесь песка, карбонида и хлорида натрия. С одной стороны это позволяет минимизировать гололед, количество ДТП, с другой - стороны - это загрязняет город, - объясняет Сергей Симак. - Хотя, нужно отдать должное, для почвы это лучше чем обычная соляная смесь. Ведь карбонид это по сути азотное удобрение, и за счет него удается уменьшить в почве количество соли. Но после таяния снега все это остается на проезжей части.

И тут вспоминаем еще одну проблему - плохое состояние ливневок.

- Где-то у нас ливневой канализации вообще нет, а там, где есть, она забита или работает еле-еле, - жалуются самарцы.

В итоге весь песок и химикаты лежат месивом на дорогах до теплой весны. Как только становится сухо, все это превращается в пыль.

Ну и как пробраться через такую лужу, не испортив обувь?Фото: Вера ЦЫГАНКОВА

Строили, строили и только насорили

Вот уж где грязи хоть отбавляй, так это на стройплощадках. Именно оттуда берет свой вклад в пыльную копилку города рабочая техника. От грязи в пределах строек, конечно, никуда не денешься, но колеса-то при выезде с них помыть можно? Даже нужно! За загрязнение города строительным мусором с автомобилей есть штрафы, которые могут достигать 100 тысяч рублей.

Кстати, по закону каждый строительный проект должен быть дополнен проектом организации строительства. Он регламентирует и количество, и состав авто, которые заезжают на стройку, и место мытья колес, и то, что каждая машина со стройки должна выезжать с мытыми колесами, - говорят экологи.

А следить за всем этим должна государственная инспекция строительного надзора Самарской области, она-то и накажет застройщиков за нарушения.

Исправляемся, но медленно

- Надо отдать должное, что за последние годы ситуация несколько улучшилась, - отмечает эколог Сергей Симак. - В центральных районах города и вдоль основных проезжих частей поменяли бордюры и ограждения, что не дает заезжать на газоны, сами газоны уложены и находятся в лучшем состоянии. Выложены плиткой дорожки, по которым люди ходят не затаптывая газоны. И одновременно они играют роль буфера, который поддерживает состояние окраиной части газона. Но в большей степени реконструкцией 2017 года достигнут косметический эффект. Да и сделано все в основном в центральной части города и в презентационных местах к ЧМ-2018. В других районах все как было, так и осталось

В администрации Самары говорят, что это только начало. В планах - создание дополнительных парковочных мест, газоны с густым травяным покровом ниже уровня бортового камня; монтаж систем полива, замена асфальта, отделение проезжей части дороги от газона плиткой, монтаж и содержание ливневой канализации и тотальная уборка территории.

В общем, все то, чего нам так не хватает для чистоты, должно когда-нибудь появиться. Осталось только дождаться.

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg