Новости
15 сентября 2017, 04:59

«Золотая репка» повзрослела

Театр «СамАрт» провел ХII Всероссийский фестиваль-лабораторию театров для детей и молодежиОсновную часть программы «Золотой репки» составили спектакли режиссеров, знакомых Самаре по участию в лабораториях прошлых лет

В лаборатории «Молодая режиссура», которая в 2000-е стала неотъемлемой частью фестиваля «Золотая репка», в этом году приняли участие режиссеры из Германии и Швейцарии, а 12 спектаклей программы из разных городов поставлены участниками самартовских лабораторий прошлых лет.

Опытная режиссура

В этот раз на лабораторию «Молодая режиссура» приехали скорее опытные, нежели молодые участники. И трудно сказать, для кого шестидневный эксперимент по постановке эскиза спектакля стал большим вызовом — для иностранных режиссеров или для самарских актеров.

В лаборатории принимали участие двое гостей из Швейцарии — Мюриель Имбах и Катарина Кромме, а также немец Доминик Бюттнер. В первый день фестиваля зрители увидели эскиз Катарины Кромме «Ильнур Альбатрос». Для «Золотой репки» Катарина специально написала пьесу о маленьком альбатросе, который боится летать. За 40 минут, отведенные под эскиз, режиссер успела рассказать лишь часть истории, но ее пьесу уже можно заподозрить в некотором осмыслении для детей повести-притчи «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха.

Сначала зрителей пригласили в темный зал СГИКа, где ключиком для начала волшебства стала голограмма, через которую прозвучало предисловие к спектаклю. Сцена, где происходило основное действо, больше походила на игровую комнату. Здесь актеры «СамАрта» пели, выделывали акробатические кульбиты, бегали на джампере. Сюжет не затягивал зрителя, да и удивить новыми приемами Катарине ни взрослую, ни детскую публику не удавалось. Зато интересно было следить за игрой актеров «СамАрта».

В этот же день в малом зале «СамАрта» показали эскиз Доминика Бюттнера «Трехгрошовая опера» по пьесе Бертольта Брехта. В переполненном зале, где, в лучших традициях философии Брехта, зрителю было неуютно, показали эскиз мюзикла, основанного на эстетике кабаре. Яркие мизансцены, динамичная хореография, костюмы - тот материал, где Доминик Бюттнер мастер своего дела. Он работал как актер и танцовщик в спектаклях Романа Полански и Гарри Купфера; ставил хореографию для театров «Ла Страда», «Клянес Театер», «Хайматхафен».

«Трехгрошовая опера» в Самаре получилась яркой и атмосферной. Единственной проблемой оказалась вокальная часть спектакля, но здесь себя прекрасно показала Мария Феофанова, игравшая Полли Пичем. Трудно ожидать от актеров блеска во всем за шесть дней репетиций. «Такие трудолюбивые, такие восторженные актеры, - говорит про артистов «СамАрта» Доминик Бюттнер. - Они выдерживали сложные репетиционные дни и были очень вовлечены в этот творческий процесс. Для меня было большой радостью с ними работать». В любом случае, «Трехгрошовая опера» выделялась на фоне остальных эскизов.

На следующий день свой эскиз показала Мюриэль Имбах. Она сделала акцент на том, что все, что видит зритель - это «подготовленная импровизация». «Вся работа основана на импровизации, - рассказала режиссер. - Мы могли несколько месяцев раздумывать над темой, а здесь мы уже должны интенсивно отрабатывать спектакль». Для «Золотой репки» она привезла свою пьесу «Почему мы на Земле?». Она аккуратно пытается ответить детям на один из главных онтологических вопросов через концепции Платона, Хаксли, призывая на помощь легенды и религию. Впрочем, в эскизе явно не хватало интерактива с детьми. В этот день в СГИКе была слишком малочисленная детская аудитория, поэтому зарисовка спектакля оказалось немного неловкой - там, где должны были активно подключаться дети, стояла тишина.

Большим подарком для участников лаборатории стал приезд «маэстро детского театра» Петера Риндеркнехта. Вместо заявленного мастер-класса он показал свой моноспектакль «Мелочи жизни». Мастер, который требует от театра, чтобы он говорил с детьми «на равных», и делает спектакли, которые утром можно показывать детям, а вечером взрослым. «У взрослых и детей одинаковые страхи и надежды», - уверен Риндеркнехт. Его моноспектакль стер культурные, языковые границы и заставил испытывать яркие эмоции как детей, так и взрослых.

Пока рано говорить, превратятся ли эскизы в серьезные спектакли. Но, в любом случае, международная лаборатория «Молодая режиссура» в этом году - большой подарок от «Золотой репки» и для актеров, и для зрителей.

Взросление

Основную часть программы «Золотой репки» составили спектакли режиссеров, хорошо знакомых Самаре по участию в лабораториях прошлых лет. Эскиз «Четырнадцать плюс» родился в Самаре в 2013-м, а через год Владимир Антипов и Алексей Забегин поставили по нему спектакль в питерском «Этюд-театре». «Четырнадцать плюс» - это история о подростковом возрасте, когда детство еще не кончилось, а взрослость не началась. Кругом одни вопросы и ни одного внятного ответа. История двух четырнадцатилетних пацанов, в жизни которых вместе с физиологическими проблемами полового созревания нахлынули: первая влюбленность, драка с девятиклассником, мысли о боге и так далее. В спектакле много смешного, трогательного, предельно откровенного и необходимого именно им - четырнадцатилетним, что хоть бери и вези своих детей в Питер. Как и в самарском эскизе, в питерском спектакле звучит музыка: рок, рэп в исполнении двух огромных голубей (ВИА «Голуби») — не давая всему происходящему скатиться в ненужный трагизм или, не дай бог — пафос. А по периметру сцены движется и движется игрушечный трамвайчик...

Проблеме взросления посвящено несколько спектаклей фестиваля. Например, «Милый Сашенька» Саратовского ТЮЗа по «Обыкновенной истории» Гончарова в постановке Алексея Логачева. Правда, здесь, в отличие от «Четырнадцати плюс», не семь дней одной жизни, а целое десятилетие. От прикрытой розовой дымкой юности до сытой зрелости.

В июле ушел из жизни саратовский актер Илья Володарский, игравший в «Милом Сашеньке» роль Петра Адуева. На «Золотой репке» эту роль исполнял сам режиссер, а самарские гастроли стали для спектакля последними.

Эскиз спектакля «Отрочество» по одноименной повести Льва Толстого (сценическая версия Ярославы Пулинович) поставила в тольяттинском «Колесе» ученица Кирилла Серебренникова Евгения Беркович. Щемящую историю расставания с миром детства режиссер подает в готическом стиле.

Театр для маленьких

Фестивальную программу XII «Золотой репки» условно можно было разделить на взрослую, подростковую и детскую. К детской части были представлены две работы - «Фабрика слов» театра им. Вл. Маяковского и «Сын великана» московского театра «Снарк».

«Фабрика слов» поставлена Ольгой Лапиной по сказке Аньес де Лестрад. Персонажи с белеными лицами, фабричные трубы, словно покрытые ржавчиной, старые металлические бочки – все напоминает двадцатые годы прошлого века. Даже костюмы неярких цветов: черное, коричневое белое, герои словно сошли со старой открытки или фотографии. Спектакль немногословен. Ведь история происходит в стране, где каждое слово стоит больших денег. Большей частью персонажи перекидываются междометиями, вздохами, звуками и музыкальными фразами. Аккордеон, ударные, бубен, мелодика – все вместе плюс загадочный синий свет и сизый дым создают неповторимую театральную атмосферу.

Второй детский спектакль - «Сын великана» - по сути моноспектакль Маргариты Шиловой, которая с помощью обыкновенных, бытовых предметов (алюминиевый таз, щетка для обуви, рулетка, бумага и циркуль) рассказывает сказку английской писательницы Элинор Фарджон. Сказку о великане и его сыне - крошечном человечке. В этой истории есть все: тайна рождения и смерть, любовь и мечта, которые, конечно же, сильнее этой самой смерти. Спектакль словно обладает терапевтическим эффектом. Плавно рассказанная история успокаивает, умиротворяет. Но главное здесь, конечно, не столько история, сколько сама Маргарита Шилова, которая, как и положено мудрой Нянюшке, с первых минут располагает к себе и завладевает вниманием подвижных детей. А после спектакля дети окружают актрису, задают вопросы, просят что-то пояснить, показать…

Двеннадцать

Всего на XII «Золотой репке» показали 12 спектаклей. В условно взрослой программе зрители увидели «Грозу» башкирского Национального молодежного театра, «Как Зоя гусей кормила» Саратовского ТЮЗа. Курганский театр драмы показал «Строптивую». Известнейшую шекспировскую комедию «Укрощение строптивой» режиссер Алессандра Джунтини рассказала как историю болезни главной героини Катарины. Действие происходит в психиатрической лечебнице. Вывод дается весьма прямолинейно, покорность мужу (к которой так призывает произведение классика) в наше время - это прямой путь в психушку. Кажется, что спектакль создавался из актерских этюдов на заданную тему, и все они без исключения вошли в окончательную редакцию. В итоге обилие театральных находок и приемов немного утомляют.

Хозяин «Золотой репки» - театр «СамАрт» - показал на фестивале спектакль «Пер Гюнт» в постановке Артема Устинова, который также вырос из лабораторной работы, и «Манюню» режиссера Дмитрия Добрякова.

comments powered by HyperComments












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg